USER_AVATAR
Дмитрий Зенкин
Правозащитник
Правозащитник
 
Откуда: Киев, Украина
Юрист: юрист
Телефон: +38067 986-15-40
Архивы
+ Апрель 2019
+ Октябрь 2017
+ Апрель 2017
+ Февраль 2017
+ Октябрь 2016
+ Август 2016
+ Июль 2016
+ Июнь 2016
+ Апрель 2016
+ Март 2016
+ Февраль 2016
+ Январь 2016
+ Декабрь 2015
+ Февраль 2015
+ Ноябрь 2014
+ Октябрь 2014
+ Февраль 2013
Реклама
Новые темы на форуме
Поиск блогов

Судьба Хозяйственного кодекса Украины: реформирование под Европу

Постоянная ссылка Дмитрий Зенкин 25 дек 2015, 10:34

Главная задача Украины для ассоциации с ЕС – наладить правовое регулирование в сфере экономики. Для решения этой проблемы государство должно «упразднить» Хозяйственный кодекс Украины или отказаться от него вовсе.

Сегодня не для кого уже не секрет, что соглашение об ассоциации Украины с Европейским Союзом одобрено всеми сторонами. Теперь все ждут следующий шаг – реформы в законодательстве Украины, которые приведут его в соответствие с международными требованиями.
Для полноценного сотрудничества с Европой Украине необходимо внести много изменений в свои законы. На реализацию этой задачи отводится четкий и короткий срок. Главная задача – наладить правовое регулирование в сфере экономики.

С целью решения этой проблемы Министерство Юстиции Украины предложило упразднить Хозяйственный кодекс :cry: . Аргументация инициаторов реформы понятна. Хозяйственный кодекс имеет противоречия с Гражданским кодексом Украины. Ряд его положений дублируется в других законодательных актах. Кроме того, данный кодекс морально устарел и построен на нормах, регулировавших хозяйственные отношения ещё в СССР.

Хозяйственный кодекс: отменить нельзя реформировать, где будем ставить запятую?
Беспорно, отмена Хозяйственного кодекса приведет к реформам частного права на Украине. Ни в одной другой стране мира нет аналогичного документа. Именно поэтому Хозяйственный кодекс входит в конфликт с Гражданским кодексом Украины, т.к. последний основан на европейских нормах права. Помимо устаревших норм, оставшихся от советского прошлого, документ содержит излишне отягощенные процедуры, которые мешают развитию экономики, и не отражает современных реалий коммерческих отношений.

Несмотря на столь очевидные аргументы в пользу отмены хозяйственного кодекса, есть и иная точка зрения. Её сторонники считают, что отмена данного законодательного акта приведет к ряду негативных последствий.

Совершенно понятно почему против отмены Хозяйственного кодекса выступают ведущие адвокаты, юристы, судьи хозяйственных судов и ученые в сфере хозяйственного права. Они считают, что отказ от столь важного документа неизбежно приведет к коллапсу в экономике.

Хозяйственный кодекс уже не раз защитил экономику страны от внедрения бесполезных и даже опасных изменений в законодательстве. Этот системный нормативно-правовой акт помог предотвратить изменение основ регулирования хозяйственной деятельности Украины, которые оставались незамеченными под большим количеством незначительных правок, вносимых в отдельные законы.

Так уже пытались внедрить нечестные лизинговые схемы разгосударствления природных ресурсов и имущества, которые шли в обход механизма приватизации. Не менее опасным могло бы стать и введение, так называемого, «управляемого» банкротства предприятий, проходящего через уменьшение объема их прав. Одно из опасных новшеств последнего времени – энергомодернизация схемы ЖКХ, которая на поверку оказалась схемой бесцеремонного разграбления денег из местных бюджетов.
Уничтожение хозяйственного кодекса не может пройти безболезненно для экономики всей страны. В первую очередь, на мой взгляд, под угрозу попадают крупные государственные и частные предприятия. Ликвидация норм в области гражданско-оперативного управления приведет к тому, что все государственные предприятия превратятся в собственников имущества. В результате государственная собственность перестанет существовать как явление. Ничуть не лучше и результат отказа от холдингов, концернов, частных и дочерних предприятий, словом, почти всех организационно-правовых форм ведения бизнеса. Последствия такого решения негативно отразятся на сотнях тысяч организаций.
Кроме того, Хозяйственный кодекс регулирует немало вопросов, которые не освящены ни в одном другом законодательном акте. Например, 188 статья кодекса, которая рассматривает нормы о порядке изменения и расторжения хозяйственных договоров, часто является основой для судебных решений по спорным вопросам.

Считаю, что прежде чем отменять Хозяйственный кодекс, эту норму необходимо, как минимум, внести в Гражданский кодекс или разработать для неё отдельный законодательный акт. Иначе столь важный вопрос, как заключение и расторжение хозяйственных договоров, останется без регулирования. А ведь это именно та норма, на которой основаны отношения хозяйствующих субъектов. Этот вопрос нельзя оставить без четкого и жесткого контроля.

Самые очевидные, на мой взгляд, риски отмены Хозяйственного кодекса:
Изменение самой основы правил регулирования сферы хозяйствования Украины; Отсутствие законодательного акта, на основании которого могут решаться споры в хозяйственных судах;
Исчезновение закона, способного регулировать взаимодействие частных лиц с государством. Эти вопросы не рассмотрены нигде, кроме Хозяйственного кодекса. Прекращение действия кодекса приведет к отсутствию норм права в данной сфере и ухудшению инвестиционного климата в стране;
Исчезновение самого понятия государственной собственности, которое может привести к теневой приватизации и разграблению государственного имущества;
Исчезновения ряда норм, на которых построены хозяйственные отношения в стране.
Несмотря на пересечения с Гражданским кодексом, Хозяйственный кодекс рассматривает многие нормы более полно и конкретно, а часть из них встречаются только в нем.

Зачем тогда ликвидировать Хозяйственный кодекс?
В свете проблем, которые могут возникнуть при отмене Хозяйственного кодека, возникает вопрос, зачем уничтожать столь важный законодательный акт. Ведь вместо этого можно провести ряд реформ, которые решат вопрос конфликта между Хозяйственным и Гражданским кодексами Украины. Для этого требуется объемная работа по устранению расхождений в нормативно-правовых актах, упрощению чересчур запутанных процедур Хозяйственного кодекса и внедрению современных норм вместо «рудимента советской эпохи».

Неужели строгие положения Хозяйственного кодекса, не позволяющие присвоить себе государственную собственность в обход приватизации и контролирующие высокое качество продукции и услуг, просто не выгодны кому-то в госструктурах?
Возможно и так. Ведь прошло уже больше года с момента подписания соглашения с ЕС, а работы по изменению текущего законодательства так и не проводились. Приняты были только два закона о рынке электроэнергии и газа, которые необходимы для перехода к европейским стандартам работы энергосистемы.

Напомню также и то, что уже с первого января 2016 года уже заканчивается отсрочка, которая давалась Украине для изменения правовой базы, и вступает в силу экономическая часть соглашения с Евросоюзом. Надеюсь, что единственным результатом работы Минюста за этот год не станет отмена Хозяйственного кодекса – системного нормативно-правого документа, который мог бы как раз и стать основой для создания новой экономики.

На мой взгляд, государству необходимо ещё раз оценить риски такого «упразднения» Хозяйственного кодекса, взвесить все аргументы «за» и «против» такого решения на всеобщее обсуждение. Иначе экономика Украины может пострадать и оказаться в ещё худшем состоянии, чем сейчас. Отменить закон всегда успеют любой из созывов «народных» избранников, создать новый будет намного сложнее.

0 Comments Просмотрено 27416 раз
cron