Необходимость обновления антимонопольного законодательства Украины

Постоянная ссылка Леонид Петрович 16 сен 2024, 15:06

Введение цифровых технологий и стремительное развитие платформенной экономики кардинально меняют традиционные подходы к антимонопольному регулированию. В Украине, как и во всем мире, появляется необходимость пересмотра нормативной базы, определяющей правила конкурентной борьбы между традиционными компаниями и техногигантами. Как украинское законодательство должно адаптироваться, чтобы эффективно реагировать на новые вызовы?

С одной стороны, статьи 24 и 25 Закона Украины "О защите экономической конкуренции" предоставляют определенные инструменты для контроля за недобросовестной конкуренцией и ограничениями монополистов. Однако на практике многие вопросы остаются неурегулированными, что создает правовую неопределенность. Например, как различные цифровые платформы используют алгоритмы для манипуляций ценами или ограничивают доступ к своим данным для конкурентов?

Одним из примеров необходимости пересмотра законодательства является кейс компании "X", которая активно использует данные о поведении пользователей для создания значительных барьеров для входа на рынок новых участников. Такое поведение, хотя и ограничивает конкуренцию, не всегда подпадает под текущие законодательные рамки из-за отсутствия четкого определения, что такое "данные" с точки зрения монополии.

Кроме того, судебная практика в Украине все еще недостаточно обширна, чтобы служить основой для понимания будущих решений в этой сфере. Например, в деле против компании "Y" (Решения Хозяйственного суда Украины) было установлено, что использование блокчейн-технологий для отслеживания маршрутизации товаров создало уникальные конкурентные условия, которые фактически исключали других поставщиков с рынка. Решение этого дела подчеркнуло необходимость нового подхода к анализу барьеров, создаваемых технологиями.

Интересно отметить, что в странах ЕС успешные изменения антимонопольного законодательства уже дают результаты. В 2022 году ЕС принял Закон о цифровых рынках, который уже стал моделью для ряда национальных законодательств. Преимущества такого подхода очевидны: четкие правила игры для технологических гигантов, усиленные гарантии для новых участников рынка и ограничение злоупотреблений с использованием доминирующего положения.

Теперь возникает вопрос: как Украина может использовать европейский опыт для реформирования своего антимонопольного законодательства в отношении цифровых рынков? Очевидно, что необходимо четко определить термины "цифровая платформа", "данные", "алгоритмы" и другие важные категории в контексте монополизации рынка. Это позволит не только увеличить прозрачность конкурентных процессов, но и усилить защиту прав потребителей от манипуляций.

Необходимо разрабатывать политику и стратегии, которые учитывают инновации и особенности цифровой экономики. Эти изменения должны предусматривать права на доступ к данным, честные обязательства по обмену данными между платформами, а также четкие правила по недопущению антиконкурентного сотрудничества между цифровыми игроками. Такие меры помогут предотвратить концентрацию экономической и информационной власти в руках ограниченного числа компаний.

В заключение, модернизация антимонопольного законодательства Украины в контексте цифровых технологий - это необходимая мера для обеспечения справедливой конкуренции и поддержки инклюзивного экономического роста. Да, это требование времени, которое не только повысит конкурентоспособность бизнеса, но и защитит интересы конечных потребителей. Переход к такому правовому регулированию должен происходить через активный диалог между правительством, бизнес-сообществом и гражданским сектором.

0 Comments Просмотрено 1119 раз
USER_AVATAR
Леонид Петрович
Папарацци
Папарацци
 
Сообщения: 54
Зарегистрирован: 05 июн 2013, 03:09
cron