По этому вопросу в стране возникло множество жарких дебатов и споров. Кто-то считает, что Украине еще рано переходить на новый уровень, а кто-то опасается, что принятие нового закона приведет к тому, что всех украинцев будут переводить на систему НПО в принудительном порядке. Фактически, каждый человек будет иметь свое мнение, однако это еще не означает, что суждение будет верным. Попробуем разобрать, в чем положительные и отрицательные стороны накопительной пенсионной системы, и что она представляет.
История накопительной пенсионной системы началась с 1 октября 2012 года, когда вступил в юридическую силу ЗУ «О мерах законодательного обеспечения реформ пенсионной системы» № 3668-IV. Согласно этому закону пенсионная система должна стать 3-уровневой.
- Первый уровень пенсионной системы известен как солидарный. Он предусматривает выплату пенсий и субсидий за счет средств Пенсионного Фонда Украины. Именно из бюджета этой организации начисляются пенсионные платежи всем гражданам Украины, и на их основании устанавливается минимальный уровень пенсионных платежей.
Вторым уровнем пенсионной системы является накопительная система пенсионного страхования. Ее суть состоит в том, что часть взносов будет накапливаться в едином Накопительном Фонде и учитываться индивидуальными накоплениями граждан, для которых и будут выплачиваться взносы.
И последний третий уровень - система негосударственного пенсионного обеспечения, которая основана на добровольных началах участия граждан и работодателей, которые объединяются для общего формирования пенсионных накоплений. Цель этой системы - получение гражданами всех выплат, которые были предусмотрены законодательством.
После введения третьего уровня наши пенсионеры получают увеличение общего размера выплат благодаря получению дополнительного инвестиционного дохода. Это будет способствовать зависимости размера пенсионных выплат от общего трудового вложения человека. Всех граждан Украины и работодателей будут активно склонять к введению этой системы, поскольку она предусматривает передачу накопительных инвестиционных средств наследникам пенсионера в случае его преждевременной кончины. И государство не останется в накладе, оно получит новую мощную инвестиционную схему для накопления ресурсов, необходимых для роста национальной экономики.
Сейчас люди активно ищу альтернативу этому нововведению, а разнообразные негосударственные фонды предлагают все новые и новые схемы пенсионного обеспечения на взаимовыгодных условиях.
ЗУ «О негосударственном пенсионном обеспечении» предусматривает следующие виды пенсионных платежей: пенсия на определенный срок и одноразовая пенсионная выплата. В первом случае платежи будут регулярно осуществляться по желанию человека в течении некоторого периода времени, а во - втором случае будут осуществляться одноразовые платежи по требованию участника пенсионной программы в случае тяжелой болезни или наступления инвалидности, но при условии, что сумма на накопительном счету не превышает минимальный размер накоплений.
В странах Европы подобная система функционирует уже много лет. Они заключают коллективные договора о пенсионном обеспечении населения, как с негосударственными пенсионными учреждениями, так и с государственными фондами. При этом страхование жизни с пожизненными выплатами также имеет место быть. Причем условия отличаются разнообразием. Минимальный срок соглашения может быть разным, минимальная сумма платежей тоже разнообразная, а вот на сбережения будет начисляться стабильно 15% годовых.
Стоимость активов пенсионных фондов стран ЕС колеблется в пределах 5-7 млрд. долларов, в США этот показатель составляет свыше 10 млрд. долларов. Да и другие пенсионные фонды стран мира не пасут задних.
В нашей же стране люди боятся нестабильности. Ведь кто гарантирует, что частная страховая компания не обанкротится спустя несколько лет.