После того, как украинское правительство подписало Соглашение об ассоциации с ЕС, вопрос реформирования медицины снова приобретает актуальность. Ведь в этом документе четко указано, что охрана здоровья граждан должна стать приоритетным государственным занятием. Европейские партнеры ждут от Украины качественной модели национальной медицины, и подобная модель уже зарегистрирована в ВРУ с 1.11.2014 года в качестве ЗУ «О врачебном самоуправлении».
Авторы законопроекта в пояснительной записке указывают, что на качество, доступность и безопасность медицинских услуг для населения влияет управленческое звено медицины.
Поэтому начинать реформы необходимо именно с него. Только таким образом можно будет достигнуть полного и гарантийного соблюдения прав жителей Украины на получение доступной и эффективной медицинской помощи.
Пытаясь создать новую модель национальной медицины, авторы проекта ориентируются на опыт европейских стран, который наглядно демонстрирует, что основное место в организации врачебной деятельности принадлежит самоуправленческим институтам (ассоциации, общества, симпозиумы, конференции). Все эти национальные институты несут юридическую и моральную ответственность пред обществом и государством за качество и безопасность оказываемых населению медицинских услуг. Также именно они несут ответственность за подготовку специалистов, соблюдение ими норм профессиональной этики и обеспечение доступности услуг. Именно эти постулаты приняты в декларациях и директивах Мирового сообщества врачей и Всемирной медицинской ассоциации.
Авторы законопроекта надумали начать процесс внедрения реформ в отрасль национальной медицины сразу по нескольким ключевым направлениям.
- Во первых, необходима имплементация принципов медицинского самоуправления, которая бы закрепила и утвердила ответственность всех членов медицинского сообщества перед организацией и государством.
Во-вторых, необходимо воссоздать Всеукраинское врачебное сообщество, которое бы выступало в роли национальной самоуправляемой организации врачей и медицинского персонала, которая объединяет и гарантирует независимость врачебной деятельности.
Третье направление предусматривает создание органов врачебного самоуправления и придание ему необходимых полномочий. В структуру должны быть включены комиссии, занимающиеся различными вопросами, верховный сове, высшая контрольная комиссия и отдел по вопросам этики. Подобные органы будут заниматься обеспечением независимой врачебной деятельности а также защитой от внешнего вмешательства в медицинские дела. Кроме того, будут урегулированы взаимоотношения врача и пациента.
Четвертое направление предусматривает создание Единого Государственного реестра врачей Украины. Планируется в этот перечень вносить всю информацию о численности медиков той или иной специализации и всю их контактную информацию. Изначально предполагается, что доступ к подобной базе данных может осуществить каждый гражданин Украины.
Пятое направление должно заниматься вопросами урегулирования профессиональной ответственности врачей перед пациентами. Должна быть создана структура, которая разбирала бы нарушения медиков в частности, нарушение клятвы Гиппократа, попрание норм морали, нарушение профессиональной этики и правил врачебной практики, ненадлежащее использование положений этики и морали и много другое. При этом привлечение к ответственности будет проходить в независимости от уголовной, административной или гражданской ответственности.